О мюзикле

Либретто

Перевод

Биографии

Статьи

Музыка

Юмор

Открытки

Новости

Гостевая книга

E-mail

А. Образцоава “Звезды и коммерция” //Театр -1975.- №2.- с137-144

.....

Лондон развлекался - развлекался энергично, поседовательно, хотя и несколько натужно. На афишах мелькали заглавия, не требующие комментариев: “2=2-секс”, “Никакого секса: мы - британцы!”, “Верхня часть пижамы” и тд, и тп.

Фотографии, рекламирующие эти постановки, также не нуждались в объяснениях. На них представители обоего пола и разного возраста раздевались с самыми милыми улыбками, демонстрируя нижнее белье различных эпох, разумеется, если таковое на них вообще имелось. У развлекательных представлений были свои ступени: грубы1, вульгарный “низ” и рафинированный “верх”.

На нижней ступени находятся зрелища типа пресловутой “О! Калькутта”, о которой мы уже немало писали.

...На следующей ступени развлекательного искуства располагаются многочисленные пародийные представления. Пародируются модные сексуальные зрелища, новейшие рок-представления, штампы совеменного буржуазного кино. Но загвоздка в том, что пародия по-настоящему хороша только тогда, когда она умна, зла и остроумна. В противном случае пародирующий может сам скатиться до уровня пародируемого. В известной мере так и слчилось с музыкально-драматическиой пародией "Шоу жуткого Рокки", пользовавшейся успехом в Лондоне.

Наблюдать за зрителями в Лондоских театрах всегда интересно. Их социальный и возрастной состав меняется так редко, что порой кажется, что смотришь  спектакли не только в разных городах, но в разных странах. О характере представления можно догадаться еще до его начала. Зрительный зал кинотеатра Классик в Челси, неказистое, полутемное помещение, где исполнялось “Шоу жуткого рокки”, был битком набит молодежью. Может быть, здесь присутствовали те самые юноши и девушки, которых я видела среди дня и по вечерамна Трафальгар-сквер, долгие часы прросиживающие или лежащие возле фонтана. Возможно, это были юные лондонцы, собравшиеся как-то у меня на глазах плотной толпой перед трибуной, с которой оратор, выставив перед  собой плакат “Христос придет скоро”, вещал миру какие-то туманные истины.Скорее всего, тут находилась тачасть английской молодежи, которая еще не представляла себе пока, как она будет жить дальше, а лишь присматривалась и прислушивалась ко всему, что творилось вокруг. Таких юношей и девушек сейчаc много в Англии. Твердо они знают одно - надо высмеивать все, что заслуживает этого; скепсис и юмор - у них в крови.

     В кинотеатре Класссик было весело и актерам и зрителям. Представление напоминало полуимпровизационный , не очень профессионально сделанный капустник, разыгранный любителями не слишком умело, но зато в бурном темпе, с удовольствием и темпераментом. Зрителя дружно реагировлаи на каждый намек,  содержавшийся в тексте. Это была благодарная аудитория. Что же предложил вниманию моложджи театр?

   Автор текста и музыки Ричард О Брайен( он сам исполняет роль доброго горбуна Риф Раффа) вовсе не дилетант , он опытный профессионал. В качестве сюжетной основы своей пародии он использовал некогда очень модную, а теперь почти забытую кинолегенду о докторе Франкенштейне. На этот раз героя, фантастическго деспота космического пространства,женоподобного, размалеванного сластолюбца зовут Фрэнк-эн-Фартер. Волей судьбы во владения этого деспота, где механизированным, искуственным путем производят юных атлетов на потребу властелину - одним из них и является Жуткий Рокки - попадает вполне добропорядочная пара молодых американцев- Дженет и Брэд. Об их злоключениях, преимущественно сексуального характера, и рассказывается в спектакле, поставленном Джимом Шарменом.
     Сластолюбивые похождения Фрэнк-эн-Фартера изображены на сцене обстоятельно. С азартом и немалой долей озорства играет Тим Карри своего героя, затянутого в дамский корсет, в женских чулках и модных туфлях на высоких каблуках. С невероятной энергией выкрикивает он сови арии-зонги. Актеры и режиссер стараются обойтись без откровенных непристойностей, но удается им это не всегда. Юмор в тексте и в пантомимах зачастую груб и примитивен. Забавного на сцене много. Но подлинной остроты пародии явно не хватает.
     Иронизируя над засильем сексуальности на современной английской сцене и массовым увлечением молодежи рок-музыкой, "Шоу Жуткого Рокки" само незаметно сближается с объектами своей сатиры. Секс вновь предлагается зрителям как единственное убежище и опора для человека в современном буржуазном обществе.
....
    Без сексуальности современное коммерческое искусство невозможно. Сексуальность - или обязательная приправа, или самая суть буржуазного представления. В призывах западного театра не стыдиться обнаженного человеческого тела на сцене, в воспевании человеческой плоти, жаждущей абсолютной свободы, нет ничего общего с культом здорового и прекрасного тела человека, гармонически слитого со столь же прекрасным и могучим духом. Претендуя на гегемонию, разнузданное и бесстыдноле тело человека в современном западном театре попирает дух и словно мстит ему. Напористое изображение наивно примитивных или болезненно изощренных порывов человеческой плоти служит дискредитации духовной сущности человека, насильственно ведет к его духовной деградации. Плоть бросает вызов духовности, уничтожая человечность. Философия "сексуальной революции" в театре несложна: если тоело сильнее духа и независимо от него, к чему вообще ратовать за духовную свободу, духовное богатство. В плотских вожделениях все равно; бренность страстей человеческий предопределена заранее и все без исключения ей подвластны.
     При всех отличиях лондонских развлекательных театральных мероприятий, составляющий и их вульгарный "низ", и утонченный "верх", в них много общего. Они не просто усыпляют зрителей. Проповедуя несерьезное отношение к серьезным общественным и нравственным проблемам, они так или иначе предлагают разного рода рецепты приспособления к буржуазной действительности, налаживания с ней контактов. В одних случаях это может быть хитрая и наглая светская ложь, в других - принятие за основу первостепенной важности плотских наслаждений, способных заполнить человеческую жизнь до отказа. Как в том, так и в другом случае удар наносится по принципам нравственности и гуманизма.
     Коммерция на театре не бездумна, не безыдейна. Коммерческое искусство не просто потакает дурным вкусам зрителей, культивирует пошлость. Оно формирует их вкусы, их взгляды на действительность.

 

Сайт управляется системой uCoz